ПРОВЕРКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Описать электрооборудование
какого-нибудь современного автомобиля, а тем более его работу в различных
режимах движения, очень сложно, ведь о функциях многих его элементов мы только
догадываемся, т.к. эти элементы или очень надежны, и автомобиль не нуждается
в ремонте из-за их поломки, или их работоспособность выявляется только на
стендах, которых у нас нет. Трудно оценить работу какого-нибудь узла, если
он обеспечивает, например, выбросы углеводородов в выхлопную трубу в количествах,
измеряемых в промилях, тогда как русские приборы измеряют их в процентах,
т.е. точность прибора в сто раз ниже. Но хоть как-то суметь наладить «электрику» своего автомобиля эта часть книги, надеемся, поможет.
В первую очередь, особенно у дизельных двигателей, надо внимательно отнестись
к состоянию контактов на клеммах аккумулятора. Плохой контакт в этом месте
часто приводит к проявлению какой-нибудь неисправности. Примерно раз в месяц
приходит в ремонт автомобиль (обычно дизельный, т.к. у дизельных двигателей
ток, потребляемый стартером, выше, чем у бензиновых), который плохо заводится
именно из-за слабого контакта клемм на аккумуляторе. Причем, сам вывод аккумуляторной
батареи и надеваемое на него сверху контактное кольцо владельцы исправно
зачищают и хорошо обтягивают (если вы не можете хорошо обжать вывод аккумулятора,
можно в существующую щель ввернуть самонарезной винт). А вот на крепление
толстого провода от стартера к кольцу уже почти никто внимания не обращает.
От положительной клеммы аккумулятора обычно отходят несколько проводов.
Самый толстый провод идет на стартер. Тонкие (сравнительно) провода, как
правило, содержат предохранительную вставку. Это кусочек (около 5 см) медного
провода в резиновой изоляции, который сечением меньше, чем основной провод
в полихлорвиниловой изоляции. Он соединен с основным проводом и клеммой аккумулятора
при помощи пластмассовых разъемов. Короткие замыкания в электроцепи автомобиля
вызывают перегорание этих вставок. Если вы перепутали при смене аккумулятора
его «плюс» и «минус», вставка тоже должна сгореть, Причем внешне это незаметно.
Только если вы зацепите пальцем и потянете эту вставку, то растягивающаяся
резиновая оплетка укажет на то, что медная жилка внутри уже перегорела. Иногда
эти предохранительные вставки, называемые японцами «Fusible link», стоят
внутри, под пластмассовой крышкой блока предохранителей. Проверяют их точно
так же. Предохранители в пластмассовой коробке лучше проверять с помощью
контрольной лампочки, не вынимая их из гнезд. Для этого в японских предохранителях
сверху, где указан их номинал, есть углубления, в которых утоплены металлические
контакты предохранителя. Острым щупом коснуться лампочки одного, а затем
другого контакта очень несложно. При этом второй провод контрольной лампочки
с «крокодилом» на конце должен быть зацеплен за корпус автомобиля или за
«минус» аккумуляторной батареи. Если на обоих контактах предохранителя при
включении зажигания нет напряжения, то, скорее всего, это предохранитель
для фары и напряжение на нем появится только при включенных фарах (обычно
на каждую фару стоит отдельный предохранитель). Во всех японских машинах
есть второй блок предохранителей, обычно в салоне, в передней стойке возле
водителя или под панелью приборов. Проверять их надо так же,
касаясь щупом этих
выводов можно
проверить предохранитель на
месте
Рис. 15, Предохранитель
на 10 ампер.
Одна жилка медного провода, если ее прикрутить к контактам перегоревшего предохранителя, позволяет многократно использовать перегоревший предохранитель (как «жучок» примерно на 15 ампер).
Рис. 16. Тепловой предохранитель многократного действия. Обычно устанавливается в цепь управления стек-лоподьемниками, стеклоочистителями и т. д.
Рис. 17. Схема генератора с «механическим» реле-регулятором, применяемая на многих японских автомобилях.
ет следующим образом.
В генераторе, в его статоре, есть три обмотки, которые одним концом все соединены
вместе, и этот конец выведен наружу и подсоединен к своей паре мощных выпрямительных
диодов, которые образуют трехфазный выпрямительный мост. На обмотку ротора
генератора, которая называется обмоткой возбуждения, через щетки от реле-регулятора
подается напряжение возбуждения, величина которого зависит от напряжения
на аккумуляторной батарее. Чем ниже напряжение на батарее, тем большее напряжение
подается на возбуждение, и, следовательно, генератор через выпрямительный
мостик выдает большее напряжение (и ток). Таким образом, при вращающемся
генераторе на его выходе держится от 13,8 до 14,8 вольт, в зависимости от
температуры, нагрузки и регулировки реле-регулятора. Естественно, что при
выходе из строя одной обмотки статора
Рис. 18. Схема генератора со встроенным реле-регулятором.
Основные отличия японских генераторов от отечественных заключаются в следующих трех пунктах.
1. Гораздо большая мощность, особенно у дизельных двигателей. На обычном японском автомобиле стоит генератор мощностью около 600 Вт, а на большом, например, «Toyota Crown» может стоять генератор мощностью до 900 Вт. Наши отечественные генераторы обычно имеют мощность около 400 Вт, поэтому использовать в импортных автомобилях какие-либо детали наших генераторов сложно. Дело в том, что при работе двигателя все потребители в автомобиле питаются от генератора, аккумуляторная батарея в этом случае также является потребителем (берет «зарядку»), фары «забирают» 100 Вт + 100 Вт, мотор вентилятора печки — 150 Вт, а еще есть габаритные огни по 10 Вт, сигналы «стоп» 4*25 Вт. Еще иногда надо включить «противотуманки» и магнитофон с выходом около 50 Вт, да и посигналить «цветным» звуковым сигналом хочется. Тут-то наш генератор просто «сгорит».
2. Характеристика реле-регуляторов, устанавливаемых на японские автомобили, гораздо ближе к идеальной, чем у русских реле-регуляторов. При работе двигателя на холостом ходу реле-регулятор «японца» выдает такие напряжение и ток на обмотку возбуждения, что в сети автомобиля устойчиво держится 13,8 вольт. Если двигатель раскрутить до 3000 об/мин, в сети опять будет 13,8 вольт, если включить фары — те же 13,8 вольт на всех оборотах. Наши реле-регуляторы на такое не способны, хотя их и можно установить на импортный автомобиль, если сгорел штатный, встроенный в генератор или «выносной» реле-регулятор. Установленный снаружи корпуса генератора русский реле-регулятор будет или недозаряжать аккумуляторную батарею, или перезаряжать ее, в зависимости от того, как он отрегулирован. Кроме того, это будет зависеть еще и от числа оборотов двигателя и количества включенных потребителей. Впрочем, ездить на таком автомобиле можно. Только ночью свет фар будет желтым, а магнитофон в салоне при этом может «тянуть». Если же отрегулировать реле-регулятор (а многие новые реле-регуляторы это позволяют) так, чтобы фары светили как надо, днем у вас аккумулятор закипит от слишком большого тока зарядки или будут гореть предохранители.
3. Японские генераторы имеют дополнительные выводы и дополнительные диоды (кроме диодного мостика). Это дополнение нужно для различной автоматики в самом автомобиле. Когда вы включаете зажигание, на панели приборов загорается множество лампочек, при этом «по делу» в этом случае горят только две: лампочка отсутствия зарядки аккумулятора и лампочка отсутствия давления масла, т.к. двигатель не работает. Остальные лампочки, загораясь, демонстрируют только то, что они (сами лампочки) исправны, не перегорели. После запуска двигателя они все погаснут и загорятся только тогда, когда возникнет та или иная неисправность. Разные автомобили оборудованы разными аварийными лампочками (табло): перегрев выхлопных газов, наличие воды в топливном фильтре, уровень охлаждающей жидкости, уровень электролита в аккумуляторе, исправность световой
Рис. 19. Схема подключения
контрольной лампы «Brake» на щитке приборов.
сигнализации и т.д. Напряжение для такого тестирования лампочек берется с дополнительного вывода генератора или с реле-регулятора.
Рис. 20. Схема включения
стартера.
На большинстве бензиновых и на некоторых дизельных двигателях реле стартера может отсутствовать. Блокировка стартера не позволяет запустить двигатель при включенной передаче. Во втягивающем соленоиде находятся две обмотки: втягивающая и удерживающая.
которой есть сервисная
«штучка» для автоматического запуска двигателя в определенное время; если
эта «штучка» срабатывает, а двигатель по какой-то причине не запустился,
например, из-за слабого аккумулятора, то она, пытаясь запустить двигатель,
сожжет втягивающий соленоид. При перемотке тонкой удерживающей обмотки мы
обычно даже витки не считаем, а мотаем проводом того же диаметра до заполнения
каркаса. Втягивающую же обмотку, в которой используется толстый провод (около
1,5 мм) лучше посчитать, хотя бы слои. Когда все «внутренности» втягивающего
соленоида будут отремонтированы, то его надо собрать и маленьким молоточком
аккуратно завальцевать кромку корпуса.
С любым стартером может случиться
еще одна беда. Вы поворачиваете ключ зажигания в положение «ST», но после
щелчка соленоида под капотом раздается «вр-р-р-у-ууу», а двигатель не вращается. Чаще это случается при холодном
двигателе, но если вовремя не принять меры, потом будет происходить и при
горячем. Причина в неисправности обгонной муфты ведущей шестерни. В этом
случае саму шестерню после снятия стартера можно пальцами вращать в обе стороны,
хотя она должна свободно вращаться только в одну. Если это случилось, возможны
два варианта ваших действий. Можно просто нагреть моторное масло в банке
и опустить туда конец ротора стартера так, чтобы обгонная муфта была покрыта
слоем кипящего масла (вообще-то масло кипеть не будет, булькает только вода
на дне банки). Прокипятив таким образом обгонную муфту минут десять, вы удалите
из нее всю воду и часть старой, уже похожей на мыло, смазки, после чего ролики
в этой муфте вновь приобретут подвижность и все устройство снова сможет нормально
работать. Но если вы хотите все сделать надежно, а предлагаемый выше способ
этой надежности не дает, то надо разобрать муфту, все почистить и отмыть,
растянуть и поправить все пружинки (или изготовить их заново, что предпочтительней,
т.к. старые пружинки, обычно из-за перегрева, теряют свои пружинящие свойства),
смазать и вновь собрать. Несколько слов о том, как это лучше сделать. Ротор
вы «добудете» легко. Дальше надо снять с его конца шестерню с муфтой. Но
этому препятствует стопор на конце вала. Надо маленьким молотком сбить наружное
колечко вниз, к шестерне, тогда вы обнаружите на его месте разрезное пружинящее
кольцо. Его надо сдернуть (отверткой и пассатижами) наверх, после чего снять
колечко и саму шестерню с муфтой. Развальцевать муфту, зажав ее в тиски,
можно с любой стороны, но лучше это сделать с той стороны, где металла надо
отгибать меньше. Не торопясь, по кругу понемногу отгибайте кромку до тех
пор, пока не появится возможность ухватить ее пассатижами и выровнять. Теперь
получится, что корпус обгонной муфты у вас как бы на дне тонкостенной трубы.
Возьмите плоскую отвертку, а еще лучше стержень с плоским концом, «завалите»
с помощью наждака все грани на ее конце и молотком опять же аккуратно, медленно,
по кругу вбивайте эту отвертку или стержень в щель между обгонной муфтой
и тонкостенной трубой. Последовательными ударами по кругу вы эту трубу будете
превращать в «розочку». На каком-то этапе корпус муфты можно будет вынуть пальцами. Если торопиться все
это проделать, то можно порвать металл, и иногда придется заказывать токарю
новую «трубу», чтобы обжать муфту после сборки. Но если делать все не торопясь,
то при сборке можно использовать старую тонкостенную трубу, теперь уже превращенную
в «розочку». Мы с обычно берем кусок (около 5 см) водопроводной трубы с внутренним
диаметром, равным диаметру обгонной муфты до развальцовки (вместе с тонкостенной
трубой), или какой-нибудь старый подшипник с подходящим диаметром и смазываем
ее внутри трансмиссионным маслом, потому что в нем есть противозадирные добавки.
Вставляем в эту водопроводную трубу нашу «розочку» целой частью вниз, вкладываем
чистые и исправленные детали, также смазанные маслом, и с помощью пресса
(или тисков) все это вдавливаем внутрь до тех пор, пока «розочка» не превратится
вновь в цилиндр. Осталось только чуть обстучать корпус муфты, загнуть (завальцевать)
обратно тонкостенный цилиндр и после этого с помощью надставок (тех же головок
из набора ключей) продавить всю муфту дальше, насквозь, пока она не вывалится
из водопроводной трубы. Если при включении стартера раздается металлический
скрежет, то есть стартер включается до того, как его шестерня зайдет в зацепление
с венцом маховика, то надо снять стартер, разобрать его, все внутри почистить,
смазать, обеспечив тем самым перемещение бендикса по валу, и собрать обратно.
Надо также проверить передний подшипник (бронзовую втулку), если он есть,
и убрать напильником забоины на шестерке бендикса. После всего этого .стартер,
может быть, и заработает снова.
При сборке стартера рекомендуем для смазки использовать для бронзовых
втулок только трансмиссионное масло и для всего остального — смесь 50% «Литола»
и 50% трансмиссионного.
Рассмотрим еще
ряд неисправностей, наблюдавшихся в электрооборудовании японских автомобилей.
• Нет света
фар. Сгорели лампочки, предохранители (HEAD), слетели или окислились
разъемы на фарах; если машина была битой, то обрывы внутри проводов в месте
удара (внешне провода выглядят целыми).
• Нет габаритных
огней. Перегорели лампочки, при неисправной генераторной установке или плохом контакте
на аккумуляторной батарее могут перегореть даже все; перегорел предохранитель
(TEIL) в салоне; окислился или подгорел выключатель стояночных огней; внутренние
обрывы проводов у битых машин.-
Рис. 21. Схема управления сигналами поворота и аварийными сигналами. При разных положениях включателя аварийки прерыватель (FLASHER) берет питание с разных предохранителей.
• Нет поворотов.
Если «аварийка» тоже не работает, то, проверив лампочки, снять и отремонтировать
реле поворотов. У автомобилей «Toyota» корпус его обычно зеленый и на нем
написано «FLASH», у «Nissan» корпус реле черный. У «Toyota» это реле чаще
находится справа под панелью, у «Nissan» — обычно под приборным щитком. Причиной
сгорания реле поворотов всегда является перегрузка в цепях. Это значит, что
или машина была битая и где-то есть короткое замыкание, или использованы
в сигнальных фонарях не те лампочки. Иногда дефект вызван неисправностью
в переключателе поворотов, который нужно снять, разобрать и починить.
• Мотор печки
не работает на малых оборотах. Сразу за мотором, на воздуховоде, стоит
панелька с подходящими к ней проводами или разъемом, вынув которую (отвинтив
два винта) можно обнаружить перегоревшие спиральки или распаянный предохранитель.
Эти спиральки, добавочные сопротивления, охлаждаются потоком воздуха, который
создает вентилятор мотора печки.
• Мотор печки
не работает. Сначала надо проверить, подается ли к нему питание при включении
трамблера на приборном щитке. Если нет, то посмотрите предохранитель «BLOWER»,
реле «BLOWER», включатель. Но чаще причина в самом моторе. Надо его снять,
разобрать, почистить. Отказ обычно связан с износом щеток и их зависанием,
потому что мотор внутри заполнен водой (конденсатом), которая по какой-то
причине не вытек-
Рис. 22. Схема управления сигналами поворота и аварийной остановки некоторых автомобилей фирмы «Nissan».
Прерыватели имеют такую же тонкую проволочку, как и в старых русских прерывателях, но исполнены они, как и вся схема, проще и обычно не ломаются.
ла через специальную
дренажную трубку. Перед сборкой мотора, после того как вы замените ему щетки,
отполируете коллектор и отмоете в бензине его подшипники, надо эти подшипники
смазать. Для этого мы используем несколько капель трансмиссионного масла,
которым пропитываем фетровую шайбу и сам сферический подшипник, который изготовлен
из пористой бронзы.
• Не работает
указатель уровня топлива. В багажнике или под задним сиденьем вскрыть
лючок, под ним вскрыть еще один лючок, отсоединить разъем и вынуть весь датчик
наружу. В нем обычно и находится дефект, возникающий или из-за воды в бензобаке,
или просто от старости.
• Не работает
указатель температуры двигателя. Причина обычно в датчике температуры.
Он находится возле термостата, и к нему подходит один провод. Его надо снять
и через лампочку, чтобы ограничить ток, замкнуть на корпус. Если стрелка
указателя температуры полезет на максимум — заменить датчик. Если она неподвижна
— виноват сам прибор, надо снимать щиток и разбираться. На прибор обычно
подается сигнал от датчика температуры, корпус и питание. Иногда питание
может быть не 12 вольт, а 6 или 8, тогда там же на щитке стоит вторичный
блочок питания для указателя температуры, который 12 вольт, берущиеся с предохранителя
«GAUGE», превращает в б (или 8) вольт (встречалось на машинах фирмы «Nissan»).
• Не работает
один из моторов управления стеклами. Если остальные моторы работают,
то надо снять обивку с двери с неопускающимся (неподнимающимся) стеклом,
найти мотор управления стеклом, разъединить разъем на проводах, ведущих к
нему, и подать через разъем непосредственно на мотор 12 вольт с любого аккумулятора
сначала в одной полярности, потом — в другой. Мотор должен начать поднимать
стекло, при смене полярности он будет, наоборот, опускать стекло. Если этого
не происходит, то мотор надо снять, разобрать, почистить и смазать. Но иногда
это не помогает, т.к. в редукторе мотора «съело» пластмассовую шестерню в
червячной передаче, обычно из-за нарушений в эксплуатации (например, стекло
примерзло, а вы его задумали открыть, или начали его открывать, желая поговорить
с товарищем, а товарищ, чтобы быстрее начать разговор, решил помочь стеклу
руками и т.д.). Поможет только замена шестерни. Если мотор при подаче на
его вход напряжения вполне сносно управляет стеклом (и поднимает, и опускает),
то сначала разберите выключатель, которым он управляется штатно (на двери).
Поскольку этих выключателей может быть два (у водителя на каждое стекло своя
кнопка), то начните с того, которым пользовались в последний раз, еще при
«работающем» стекле, а если не помните, то с того, которым пользуетесь чаще.
Выключатель надо разобрать, почистить контакты и вновь собрать. Обычно это
удается с первого раза даже начинающим. Если не работают все моторы, то,
проверив, не заблокированы ли они кнопкой, надо проверить, включен ли тепловой
предохранитель справа под панелью, обычно под блоком предохранителей, и только
потом можно «расковыривать» блок управления стеклами на водительской двери
и искать причину там. Обивку двери при этом можно не трогать, т.к. пульт
управления обычно вынимается сам по себе.
Рис. 23. Схема указателя уровня бензина.
Датчик для лампочки представляет собой терморезистор. Проверить прибор можно, если его вывод через лампочку подключить на корпус. В этом случае ток будет нагревать биметаллическую пластинку, и , если прибор исправный, эта пластинка будет поднимать стрелку. В автомобилях фирмы «Nissan» принцип работы прибора другой: стрелка ориентируется магнитным полем, которое создают две катушки, намотанные под углом 90'.
Рис. 24. Схема работы указателя температуры двигателя.
для проверки прибора надо снять разъем с датчика температуры и замкнуть на корпус автомобиля, желательно через лампочку, чтобы не загружать сам прибор. При исправном приборе его стрелка тут же начнет движение к положению максимальной температуры.
• Не работает
тахометр. Почти в ста процентах случаев виноват сам прибор, который берет
импульсы с трамблера или с минуса катушки зажигания. У дизельных двигателей
импульсы на тахометр берутся с датчика на ТНВД (этот датчик, если смотреть
на ТНВД спереди, расположен на левой передней его части, на той, которая
обращена к двигателю). Иногда встречаются проблемы и с разъемами на эти датчики,
но редко. Неработающий тахометр надо снять, проверить, подходит ли к нему
питание, а потом внимательно осмотреть монтаж печатной платы на нем. Дефекты
в монтаже и являются в основном причиной отказа работы тахометра, но иногда
виновата сама микросхема.
• Не работает
спидометр. Всегда причиной поломки спидометра, независимо от того, аналоговый
он или цифровой, были проблемы с тросиком спидометра. Отсоедините его от
спидометра и повращайте привод вручную. А теперь разберитесь, почему его
родной тросик не справляется со своей задачей. Если тросика нет, наверное,
виноват датчик оборотов на коробке.
Рис. 25. Схема управления электрическими стеклоподъемниками (фирмы «Toyota»).
На практике, если не работают стеклоподъемники, чаще всего достаточно или включить тепловой предохранитель многоразового использования, или почистить переключатели. Электроника - это наука о контактах.
С.В. Корниенко